16
августа
2009
Автор: tanusha

Гиперактивность у детей. Признаки и лечение.

И еще раз, всем хорошего настроения и побольше приятных моментов в жизни. На днях моя сестра рассказала, как их дочка – 5 годиков, ушла в неизвестном направление. Дело в том, что их девочка ну очень шустрая, просто настоящий гиперактивный ребенок – ни минуты покоя. Так вот только вроде отвернулись, занялись своими делами, а она уже познакомилась с одной девочкой и ушли куда-то в многоэтажку. Муж потом бегал по всем подъездам и искал свою озорницу. А я поняла, что нужно добавить в коллекцию еще одну статью про гиперактивность. Многое было уже сказано в профилактике гиперактивности и других статьях этой тематики, так что может где и слегка придется повториться.

Признаки гиперактивности у детей

Гиперактивность можно диагностировать когда у ребенка есть 3 из перечисленных пяти признаков:

  • Ребенок карабкается на шкафы и мебель.
  • Всегда готов идти, чаще бегает чем ходит.
  • Суетлив, извивается и корчится.
  • Если что-нибудь делает то с шумом.
  • Он должен всегда что-нибудь делать

Многие считают, что гиперактивность у детей — это особенность характера, проявляющаяся в отклонении от норм поведения. Иногда ее еще объясняют просто детской вредностью или неуправляемостью, видя в этом следствие неумелого или недостаточного воспитания, данного родителями. Однако гиперактивность у детй это не просто излишняя активность. Это диагноз — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И несмотря на то, что этой проблемой занимаются психологи, педагоги, психиатры и другие специалисты, поставить такой диагноз может только врач-невропатолог. При этом он должен исходить из результатов обследований ребенка, а не из констатации факта чрезмерно активного поведения.

Но не стоит впадать и в другую крайность, причисляя каждого подвижного и неусидчивого малыша к разряду гиперактивных детей. Ведь СДВГ — это заболевание центральной нервной системы, в результате которого поражаются нервные клетки, отвечающие за процесс торможения, что впоследствии отражается на поведении ребенка.

Симптомы гиперактивности могут проявляться с первых дней жизни ребенка: он плохо спит, часто плачет, склонен к истерикам, во время бодрствования очень подвижен и перевозбужден; чувствителен к свету, шуму и другим раздражителям. По мере того, как он взрослеет, проявляется его неспособность заниматься одним видом деятельности в течение длительного промежутка времени. Малыш невнимателен, неуравновешен, вспыльчив. Ему сложно завершить начатое дело, играть в одну и ту же игру. Если он терпит неудачу, он не станет повторять попытку достигнуть успеха, а, скорее, все разрушит и сломает, нежели начнет заново.

К сожалению, зачастую родители начинают понимать, что ребенок нездоров, когда он уже учится в школе и вследствие вышеперечисленных особенностей поведения начинает отставать по многим или всем предметам. Если же вы обратили на это внимание гораздо раньше, еще до того, как ваш малыш отправился в садик, то вы молодец. И хотя врач-невропатолог не сможет поставить вашему ребенку точный диагноз СДВГ (обычно он ставится в возрасте 4-5 лет), вам все же следует пересмотреть отношения со своим крохой и изменить метод воспитания, чтобы в дальнейшем избежать проблем как в школе, так и дома. И чем скорее вы это сделаете, тем лучше. Ведь скоро вам предстоит отправить своего малыша в детский сад, а значит, следует основательно подготовить его к этому событию. В этом вам помогут следующие рекомендации психологов.

Лечение гиперактивности у детей

Прежде всего Вам необходимо знать 10 правил помощи детям с гиперактивностью:

  • 1. Установите контакт.
  • 2. Закон постоянства правил (понятных, конкретных, выполнимых).
  • 3. Порядок и безопасность.
  • 4. Режим во всем.
  • 5. Правила кулика. (Который хвалит свое болото) Хвалите ребенка.
  • 6. Олимпийский принцип.
  • 7. Ветер в парусах. Найдите особенности у своего ребенка в которых он проявляется лучше всего.
  • 8. Направьте энергию в нужное русло.
  • 9. Искусство собираться в поход
  • 10. Родители тоже люди.

Подробнее об этом вы можете посмотреть в этом видео о гиперактивных детях.

Во-первых, создайте для ребенка благоприятную обстановку. Если малыш реагирует на свет, сделайте его менее ярким. Если его раздражает шум, пусть в квартире царит тишина или играет тихая, спокойная музыка. Можете использовать дополнительные успокаивающие средства, такие как хвойные ванны, чай с корнем валерианы и другие (но ни в коем случае не применяйте лекарственные препараты, не проконсультировавшись с врачом). Говорите всегда сдержанно и мягко. Избегайте посещений людных и шумных мест, таких как рынки, крупные магазины, и по возможности не устраивайте дома оживленных вечеринок. Старайтесь делать акцент на виды деятельности, требующие концентрации внимания, такие как игра с кубиками, складывание мозаики, раскрашивание, рисование, совместное чтение, и всегда поощряйте малыша за усидчивость. Но следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, поскольку это может привести к внезапной эмоциональной вспышке, что проявится в повышении уровня гиперактивности. Позволяйте ему выплескивать избыток энергии, прерываясь на активные игры, или просто давайте ему возможность побегать, попрыгать, а затем возвращайтесь к начатому занятию.
Полезна также ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, спортивные занятия и игры.

Как вы знаете, в детском саду ребенка ожидает четкий распорядок дня, поэтому второе, что вы должны сделать, — составить подобный график и ознакомить с ним своего малыша. Обозначьте часы приема пищи, определите время для выполнения развивающих заданий, гимнастики, игр, прогулок и сна и постарайтесь приучить малыша к соблюдению данного распорядка. Поскольку гиперактивный ребенок лучше воспринимает информацию, представленную в графическом виде, для подкрепления устных инструкций используйте зрительные образцы (например, изобразите распорядок дня на листе бумаги в виде понятной малышу схемы или рисунка).

В-третьих, чтобы подготовить ребенка к садику, а в дальнейшем и к школе, вам необходимо обучить малыша не только слушать, но и понимать инструкции взрослого и следовать им. Сначала вы должны добиться того, чтобы ребенок выполнял ваши указания и просьбы, а для этого вам надо научиться «правильно» их выражать. Прежде всего, указания должны быть немногословными (иначе ребенок услышит лишь несколько первых слов и переключит внимание на что-нибудь другое, недослушав вас) и единичными. Не стоит давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в комнату, убери игрушки, возьми на полке книжку и возвращайся ко мне…» Лучше дать те же указания, но по порядку, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее.

И, что самое главное, хвалите малыша каждый раз, когда он это заслужил, замечайте и подчеркивайте его успехи, какими бы незначительными они ни казались. И ни в коем случае не одергивайте, не корите, не читайте нравоучений и уж тем более не кричите на него, если он что-то сделал не так или проявил непослушание. Ваш ребенок не поймет слов «нет» и «нельзя», а тем более произнесенных на повышенных тонах, поскольку он очень импульсивен и, сам того не понимая, отреагирует на это очередной проделкой.

Многие родители пытаются бороться с «непослушанием» сына или дочери методом кнута и пряника, строго наказывая за малейший проступок и нарушение запретов и обещая что-либо за хорошее поведение. Другие, наоборот, устав бороться, пускают все на самотек, позволяя ребенку делать все, что ему захочется, а затем выслушивают замечания воспитателей в детском саду, учителей в школе и обвиняют во всем себя. На самом деле, оба эти подхода неверны. Если малыш проказничает, попробуйте его увлечь каким-либо активным, но безобидным занятием, которое позволит ему расходовать такое же количество энергии, или таким, которое поможет ему успокоиться.

Например, если ребенок бегает по квартире с невероятной скоростью, круша и ломая все на своем пути, или топчет конструктор, который вы подарили ему всего пару дней назад, предложите ему на выбор несколько других занятий – попрыгать со скакалкой, побегать во дворе или порисовать. Возможно, его заинтересует что-либо из предложенного, и проблема решится сама собой. В любом случае, замените свой запрет или приказ на предложение, предоставив ребенку возможность выбора.
Однако, как и любого другого ребенка, вам придется иногда наказывать малыша. Поэтому лучше выбрать момент и в спокойной атмосфере обсудить с ребенком систему поощрений и наказаний. Важно, чтобы он принимал в этом непосредственное участие и в итоге согласился с новыми порядками. Понимание того, что определенные действия приводят к похвале, а другие — к наказанию, поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.

Когда придет время отправлять ребенка в детский сад, не стоит тратить время на неоправданные поиски какого-то специализированного учреждения. Просто постарайтесь определить его в обычный садик, но в небольшую группу (чем меньше, тем лучше) и обязательно предварительно поговорите с воспитателем. Объясните ему ситуацию, не делайте из этого секрета. Недаром говорят: кто осведомлен, тот вооружен. Зная об особенностях развития вашего малыша, воспитатель просто будет уделять ему немножко больше внимания, нежели остальным деткам.

Расскажите о специфике поведения вашего крохи, о ваших совместно разработанных правилах поощрения и наказания, о том, что если ребенок не может уснуть, его просто надо погладить по ручке, а если он шалит — переключить его внимание на что-нибудь другое. Ведь для гиперактивного ребенка это не мелочи, а залог успешной адаптации в новом коллективе. И если вы почувствуете доверие к воспитателю, увидите доброту в его глазах и стремление помочь вашему малышу — смело определяйте его в эту группу. И ничего не бойтесь — во всех современных детских садах работают психологи, которые в трудный момент смогут помочь не только вашему ребенку, но и вам самим.

И в заключение хотелось бы отметить, что хотя воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться при участии специалистов в разных областях (невропатолога, психолога, педагога), самая важная роль принадлежит именно вам, дорогие мамы. Прежде всего, вы должны понять, что ваш ребенок ни в чем не виноват, ведь он так себя ведет не для того, чтобы досадить вам, не назло, а потому что он такой в силу физиологических проблем, с которыми он не в состоянии справиться в одиночку. Вы должны найти к нему подход через похвалу, поддержку и любовь. Кстати, очень часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями. Поэтому если вы сможете разглядеть талант ребенка и направить его в нужное русло, кто знает, быть может, он станет знаменитым инженером или химиком, а может, совершит великое открытие, которое потрясет весь мир.

Интересные статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии11
  1. Думаю многим понадобиться данная статья

  2. Может ли такая патологическая гиперактивность со временем(года 3)переходить в нормальную,позитивную активность без оказания ребёнку каких-то специальных методов коррекции поведения?

  3. Кстати я думаю тоже что гиперактивность-это элементарно нехватка внимания родителей! Мы (многие) вечно в своих заботах, работах, особенно сложно когда нет близких родственников для помощи! НО! Родители просто обязаны, в нашем сумасшедшем ритме жизни , проявлять побольше ласки деткам любово возраста! Ведь что посеешь-то и пожнешь!

  4. Гиперактивность можно направить в нужное русло-это в первую очередь развивающие игры,подвижные игры, рисование ,складывание кубиков и пазлов. И тогда ребенок будет не просто бесцельно носиться из угла в угол,а заниматься полезным для себя делом .

  5. Считаю, что такого диагноза вообще быть не должно в принципе. О какой гиперактивности может идти речь? Ребенок познает мир, за первые 3 года жизни он получает 90% информации о мире. Это ж сколько ему надо успеть! Другое дело – нежелание взрослых мириться с обычной активностью своего чада, проще дать таблетку.

  6. Вот пошла мода на все придумывать новое название болезни и ставить диагноз! А не думаете ли вы – что это обычный стресс для маленьких детей, стресс, в виде реакции на окружающий мир!А откуда он? Наследственность!

  7. Всегда думала, что гиперактивность – особенность поведения некоторых детей. Но, никак не могла предположить, что это диагноз и с ним надо бороться с помощью докторов! Неужели пора бить тревогу?!

  8. В гипер активности виноваты одновременно и невнимание родителей и сама же особенность детей. Если ребёнок уже в 2-3 года гиперактивный т его нужно понемногу начинать приучать к спорту.

  9. У моей сестры дочка очень шустрая, ни минуты покоя, мне очень нравятся такие дети, видно что жизнь бьёт ключём. Им же всё вокруг интересно, даже самые банальные, но для них непонятные вещи..

  10. Гиперактивных деток очень много. И нужно не забывать по-больше уделять им внимания, занитать их подвижными играми, а можно и спортом увлечь. Дожен быть источник выброса энергии, а то излишек может вылиться в негатив.

  11. Мы занимаем своего внука и рисованием и играми развивающими, но его хватает на полчаса. Потом начинается ёрзание и вот он снова уже прыгает. Тянет нас попрыгать с ним. А через полторы недели ему в садик, что там будет даже не представляю.

Добавить комментарий


5 − = 2